Jazz – это еще и….

June 29th, 2010

Чудный ролик напомнил о тех временах, когда музыка попадала ко мне не виде файла, загруженного из просторов Интернета, а на компакт-диске, купленном подчас в весьма странном месте. В те незапамятные времена именно этот диск, его обложка и оформление, приоткрывали завесу и обещали  музыку, которая зазвучит, когда диск будет поставлен в проигрыватель.

Нынче уже не то: при всех огромных плюсах электронной доступности музыки, к сожалению, незаметно потерялась казалось бы второстепенная графическая сторона искусства звукозаписи. Ведь правильный альбом штука непростая, он состоит из осознанного подбора тем и композиций (вместо отдельных песен в iTunes), обложки, в которой шикарная фотография музыканта завернута в стильный графический дизайн, а также интересных linear notes и прочей информации об исполнителях (что, честно говоря, попадалось в моих бутлегах нечасто).

Такими почти всегда были диски с лейблом Blue Note. Этот знак, напечатанный на упаковке, всегда обещал отличную музыку. Во-первых, музыканты и то, что они играли, всегда были высочайшего качества – даже если имена были мне неизвестны; а если музыка не попадала в мой вкус, то она интересно звучала и вполне могла понравится годами позже. Во-вторых, качество записи – лучше мог быть только аудиофильский Telark, который на конвертах указывает марку всей использованной аппаратуры, не исключая кабелей. Но у Telark-а нет тех восхитительных записей с живых выступлений, точно передающих атмосферу джазового клуба – и энергетику музыкантов, и участие публики, и отлично локализуемый в стереопанораме звон посуды. И в третьих – обложки; тогда я этого не замечал, но теперь, посмотрев ролик, знаю, насколько они западали в душу – и, видимо, не мне одному.

Кстати, ролик подтолкнул к тому, чтобы узнать удивительных вещей и о самом Blue Note и его главном графическом дизайнере Рейде Майлзе, Reid Miles, который вместе с фотографом Френсисом Волфом, Francis Wolff, создал порядка 500 обложек дисков, которые задавали тренд и в музыке, и в дизайне. Например, Reid Miles не был фанатом джаза, а предпочитал классическую музыку; возможно, эта отстраненность помноженная на интерес к европейским идеям модульного дизайна Баухауса, позволила ему быть в авангарде модернизма. Сам Blue Note был уникальным по своим временам лейблом в плане отношения к музыкантам: не давил своими продюссерскими идеями, а позволял играть им свою музыку и оплачивал не только время звукозаписи, но и репетиции. Упомянутый джазовый фотограф Francis Wolff, создавший немало изображений изображений музыкантов, ставших иконами жанра, был совладельцем лейбла. Похоже, люди очень любили свое дело, и результат был заметен даже человеку, начинавшему с покупки пиратских перепечаток на лотках радиорынка.

Несколько интересных ссылок по теме:

Categories: Uncategorized | No Comments